Совокупность 8-ми триграмм образуют восьмиугольник Ба Гуа, с помощью которого можно описать многие процессы, протекающие в мире.
Чтобы установить связь между фэн-шуй и триграммами, мы должны связать триграммы с направлениями компаса.
Восемь триграмм относятся к восьми сторонам света, но располагаются совершенно по-разному в двух различных отображениях, а именно - в Преждненебесном Круге триграмм (предположительно изобретенном Фу Си приблизительно в 2800 г. до н.э.) и Посленебесном Круге триграмм, ассоциирующемся с Вэнь Ванном, первым правителем династии Чоу (приблизительно 1027 г. до н.э.).
Раннее Багуа (другое название – Багуа Раннего Неба) часто называют иньским, оно описывает картину статичного, неизменного и совершенного мироздания, существовавшего еще до появления человека.
Такое расположение триграмм относится к процессам, происходящим во вселенной, в природе, к объективным процессам изменения сил природы во времени, неподвластным человеку.
Если какая-то сила чрезмерно увеличивалась, то появлялась сила, которая уменьшала её. Т.е. происходило то, что сейчас мы называем природным балансом.
Триграммы в Багуа Раннего Неба расположены так, что они уравновешивают друг друга: сверху находится самая янская триграмма, потом вниз по кругу (по часовой стрелке) янские свойства триграмм уменьшаются, а иньские увеличиваются, пока не достигается максимум Инь. Он заключен в нижней триграмме, которая полностью уравновешивает верхнюю триграмму. Далее по кругу вверх иньские свойства ослабевают, а янские усиливаются и т.д.
В триграмме Тянь на юге Ян самый сильный, в триграмме Кунь на севере — сильнее всего проявляется Инь. При движении от Тянь к Кунь против часовой стрелки, Ян убывает. При движении от Кунь к Тянь Ян возрастает, а Инь убывает.
Можно заметить, что в этой последовательности триграммы с противоположным размещением черт расположены друг напротив друга относительно центра.
Триграммы Тянь и Кунь (Небо и Земля) расположены на юге и севере. Это первичный порядок триграмм, который олицетворяет силы природы и божественное понимание бытия. Преждненебесная последовательность считается идеальной. Она отражает годичный цикл Инь и Ян и их нарастание и убывание со сменой времен года.
С началом активной деятельности человека, наша планета перестала быть равновесной системой. В связи с этим раннее Багуа перестало быть актуальным для использования. Оно до сих пор может объяснить появление многих принципов в мире, но не может описать их применение на сегодняшний день.
Багуа Позднего Неба, согласно китайской легенде, возникло в результате дальнейшего изменения Багуа Раннего Неба Вэнь Ванном.
* Вэнь Ван – основатель династии Чжоу, был одним из потомков императора. Согласно преданию, как-то раз он попал в тюрьму, где у него было много времени для размышления законах мироздания. В результате своих изысканий Вэнь Ван предположил новую последовательность расположения триграмм в Багуа. Древние китайские легенды утверждают, что знание такой последовательности Багуа помогло ему не только выйти из тюрьмы, но и стать впоследствии императором.
Таким образом, через много веков после Фу Си первый чжоусский правитель Вэнь Ван изменил последовательность триграмм, предложив человеческую точку зрения на мир. Так появился Посленебесный порядок, который приближает триграммы к земным вещам и отношениям.
Позднее Багуа является янским. Оно отражает мир, в котором мы живем, и описывает динамику и развитие основных процессов в мире, в том числе и в жизни человека.
Такой порядок триграмм используется для описания сил и процессов, происходящих на Земле, в помещениях, где живут люди.
Используя Багуа Позднего Неба, мы можем определить, с какой стороны приходит больше энергии в наш дом и какого качества будет эта энергия.
В Посленебесной последовательности триграмм янскими считаются триграммы Тянь, Кань, Гэнь и Чжень, а иньскими — Ли, Шунь, Кунь и Дуй. Таким образом, диаграмма делится на янскую и иньскую стороны по диагонали (см. рисунок).
Янская сторона состоит из триграмм, соответствующих отцу и трём сыновьям, а иньская сторона состоит из триграмм, соответствующих матери и дочерям.
Посленебесный порядок триграмм известен также как порядок внутреннего мира. В нем триграммы расположены не в оппозиции относительно центра, а последовательно по кругу.
Такая последовательность триграмм в Багуа Позднего Неба отражает гармонию и равновесие земного года. Триграммы распределены по временам года и направлениям компаса, чтобы отобразить гармонию природы.
Последовательность триграмм Позднего Неба соответствует делениям компаса фэн-шуй — триграммы отражают баланс Инь и Ян в определенной точке земной поверхности.
- Энергия Ци Прежнего Неба находится вне времени и пространства, она вечная и неизменная, присутствует во всем мире, её можно уловить и использовать.
- Энергия же Последующего Неба существует во времени и пространстве, она переменная, изменчивая, её невозможно куда-то направить и использовать, но можно относиться к ней как к гостю - общаться или избегать.
Преждненебесный порядок триграмм считают законом Неба, а Посленебесный порядок символизирует осуществление Небесного порядка на Земле.
Двум порядкам триграмм соответствуют магические диаграммы Хе Ту и Ло Шу, которые применяются в фэн-шуй для оценки окружающего пространства. Об этих диаграммах речь пойдет в следующих уроках.